История университета

25 января 1941 года считается датой рождения университета, когда в тревожное предвоенное время в период бурного развития авиации вышло постановление Правительства о создании в Ленинграде авиационного института. Институт был размещен в здании Чесменского дворца (ныне ул. Гастелло, 15).

Подзаголовок о первом наборе

Первый набор в институт проводился сразу на четыре курса всех трех факультетов из нескольких ленинградских вузов: политехнического института, университета, института железнодорожного транспорта, электротехнического института, института связи, автодорожного и др. В результате было набрано 1217 студентов, занятия начались 15 февраля 1941 года.

текст цитаты

имя

20011-2200

текст текст

20012-2202

текст2 текст

Директором (ректором) ЛАИ был назначен бывший директор Ленинградского автодорожного института, кандидат технических наук, доцент Ф. П. Катаев. Учебной работой в этот период руководил Т. А. Розет. Деканами факультетов были назначены: самолетостроительным – О. Н. Розанов, приборостроительным – В. А. Павлов, моторостроительным – Д. И. Кириченко.

Большую помощь в организации и оборудовании новых кафедр и лабораторий оказали институту ленинградские предприятия.

22 июня в институте шла первая экзаменационная сессия, когда стало известно о нападении Германии. В начале июля развернулось формирование народного ополчения Московского района Ленинграда, в его ряды вступили свыше 400 студентов, преподавателей и сотрудников ЛАИ.

И.И. Иванов

Значительная часть личного состава института участвовала в строительстве оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду. Руководителем этих работ был назначен директор института Ф. П. Катаев. В начале августа из студентов и сотрудников института был создан 68-й истребительный батальон, отважные бойцы которого героически защищали родной город.

m_col3

В марте 1942 года оставшийся личный состав института был эвакуирован по Дороге Жизни в г. Кисловодск. В связи с летним наступлением немцев на Кавказском направлении сотрудникам института пришлось пережить еще одну эвакуацию. Группа студентов во главе с заместителем директора по учебной части выехала в Ташкент и влилась в состав коллектива авиационного института, эвакуированного из Воронежа (ВАИ), который в 1944 году был преобразован в Ташкентский авиационный институт (ТАИ).

Подпись к фото над входом в здание изображены сохранившиеся до наших дней
Подпись к фото над входом в здание изображены сохранившиеся до наших дней

Несмотря на сложность обстановки, программа выпуска авиационных моторов всегда выполнялась. Кроме того, сверх программы мастерские поставляли моторы для бронепоездов Ленинградского фронта. Работники авиамастерских успешно проработали в Чесменском дворце все военные годы и в конце войны за свой самоотверженный труд были награждены орденами и медалями